ГОР.В древнеегипетской мифологии бог солнца, покровитель власти фараона, который считался земным воплощением Гора, сын Осириса и Исиды. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола.
ОСИРИС .(Озирис, грецизир. форма древнеегипет. Усир).В древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора покровитель и судья мертвых.
ИСИДА.В древнеегипетской мифологии супруга и сестра Осириса, мать Гора, олицетворение супружеской верности и материнства; богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, мореплавания, охранительница умерших. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы.
БАСТ.В египетской мифологии богиня любви, радости и веселья, изображалась в виде кошки или женщины с кошачьей головой. Почиталась в г. Бубастис (в дельте Нила, ныне небольшое поселение Телль-Баста). Расцвет ее культа относится ко времени правления 22 династии (Ливийской или Бубастидов; 10-8 вв. до н.э.). Священный атрибут богини — систр (струнный музыкальный инструмент). Баст в Египте отождествляли с Мут, а также с Тефнут, Сехмет и Хатор. Так как эти богини почитались как Око Ра, то и Баст приобрела функции солнечного ока. В Греции Баст отождествляли с Артемидой. Описание празднеств в честь Баст имеется у Геродота, где также приводятся любопытные сведения о почитании кошек.
АНУБИС.В древнеегипетской мифологии бог — покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. Изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала.
СЕБЕК.В египетской мифологии божество плодородия, бог воды, повелевающий разливами Нила. Центр культа — город Шедит (греч. Крокодилополис) в Файюмском оазисе. Изображался в виде крокодила или человека с головой крокодила.
НУТ.В египетской мифологии богиня неба, одно из божеств гелиопольской Эннеады. В древнейших представлениях — небесная корова, родившая солнце и всех богов. Как защитница и покровительница мертвых, возносящая их на небо, Нут изображалась на саркофагах.
НЕФТИДА.В египетской мифологии богиня, дочь Геба и Нут. Изображалась в виде женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху). Нефтида являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам; вместе с Исидой, Нейт и Селкет изображалась с распростертыми крыльями на саркофагах как защитница умерших.
ПТАХ .В египетской мифологии бог города Мемфис, почитался как божество земли и плодородия. В мемфисской космогонии Птах выступает как главный демиург, создавший словом весь мир и восемь первых богов — ипостасей самого себя. Изображался в виде человека, полностью окутанного одеянием и держащего в руке посох. Как живое воплощение Птаха почитался бык Апис.
ХАТХОР.В египетской мифологии богиня неба; в древнейших верованиях представлялась в облике небесной коровы, родившей Солнце. Считалась также богиней любви, веселья и музыки; изображалась в виде женщины с рогами коровы и солнечным диском на голове. Почиталась в городе Дендера.
АМОН.В Древнем Египте бог солнца, царь богов и покровитель власти фараонов.
Первоначально местное божество г. Хмун (греч. Гермополис), входил в гермопольскую Восьмерку богов вместе со своей женской ипостасью — богиней Амаунет. О происхождении культа Амона фиванского известно крайне мало, вначале, вероятно, он почитался как небесное божество (впоследствии статуи Амона часто окрашивали в голубой небесный цвет).
МОНТУ, в египетской мифологии бог войны, дарующий фараону победу над врагами. Изображался в виде человека с головой сокола, увенчанного короной с двумя перьями и солнечным диском. В период Нового царства культ Монту был вытеснен культом Амона.
СЕТ.В египетской мифологии божество пустыни, противопоставлялся Осирису как олицетворение войны, засухи, смерти. Изображался в виде человека с головой осла. В эпоху Древнего царства почитался как бог-воитель, убийца змея Апопа, помощник Ра и покровитель фараонов.
АПОП.В египетской мифологии огромный змей, с которым Ра сражается каждую ночь во время своего плавания по подземным водам; собирательный образ врагов Солнца.
АТОН. В египетской религии божество, олицетворение видимого на небосклоне солнца. При фараоне Эхнатоне (ок. 1365-1348 до н. э.) провозглашается единственным богом, правящим фараоном Египта со всеми атрибутами власти: царской титулатурой, датировкой по годам его правления и т. д. Считался благим богом — создателем и защитником мира и всего живого. Почитался в облике солнечного диска, увенчанного уреем (налобным изображением змеи), с лучами, оканчивающимися благословляющими кистями рук. По-видимому, культ Атона при Эхнатоне привел к развитию монотеистических тенденций и в культе Амона-Ра в эпоху XIX-XX династий (кон. 14-12 вв. до н. э.).
ГЕБ.В египетской мифологии божество земли и плодородия, один из гелиопольской Эннеады богов. В «Текстах пирамид» выступает как воплощение подземного мира и бог Дуата, принимающий участие в суде Осириса над умершими.
СЕХМЕТ.В древнеегипетской мифологии божество мемфисской триады, покровительница власти фараонов, богиня войны. Почиталась в городе Мемфис, изображалась в виде женщины с головой львицы.
ТОТ.Древнеегипетский бог мудрости и луны. Постоянный спутник и советник верховного бога Ра; создатель письменности и календаря. Известен с Древнего царства, центр почитания — г. Гермополь. Изображался в облике человека с головой ибиса, часто с папирусом и письменным прибором. Священные животные — ибис и павиан. Греки отождествляли Тота с богом Гермесом.
МААТ, в египетской мифологии богиня — олицетворение миропорядка и истины. Почиталась как дочь и око бога Ра, участвовала вместе с ним в сотворении мира из хаоса. Жена бога Тота. В загробном суде Осириса при взвешивании сердца покойного на чашу весов клали статуэтку Маат. Символ Маат и ее иероглиф — страусиное перо. Центр культа Маат находился в Фиванском некрополе.